У пищевой промышленности «заболела душа»

Фильтры

Регион

Новости

У пищевой промышленности «заболела душа»

Уже целый месяц производители пищевой и перерабатывающей промышленности находятся в состоянии душевной дисгармонии. Чем больше продуктовая инфляция нервирует потребителей, тем больше чувствуется разлад в отношениях бизнеса и властей. Там, где раньше были совет да любовь, сейчас началось недопонимание. Если раньше чиновники поддерживали местных производителей в борьбе с федеральными конкурентами, пытались «вытащить» их продукт на первое место, то сейчас со стороны минсельхоза области слышатся заявления о неконкурентоспособности пищевой и перерабатывающей промышленности региона. На вопрос бизнеса: «Как так?», власти пока не дают ответа.

Как падает планка

Еще в марте на ежегодном совещании руководителей предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности со свердловским губернатором глава минсельхоза Сергей Чемезов подчеркнул, что сдерживать цены мало, надо думать, как сделать уральский продукт более конкурентоспособным. При этом, по его мнению, основная причина непривлекательности уральского продукта – в морально и физически устаревшем оборудовании.

«В последние годы на территории области сокращается выпуск молочной, хлебопекарной, алкогольной и кондитерской продукции. Мощности всех предприятий загружены не полностью – от 40 до 80%. Более 40% оборудования требует немедленной замены, а обновляется всего один процент в год. Все это и приводит к недостаточному уровню конкурентоспособности уральской продукции», – отметил Сергей Михайлович.

В то же время, правительство пытается сдержать цены на социально значимые продукты.

«Цены должны соответствовать покупательской способности основного потребителя. В гармонии этих сочетаний не только стабильность на рынке, но и в обществе», – отмечает глава областного минсельхоза.

По его предложению, еженедельно проводится мониторинг отпускных и розничных цен на основные продукты: молочную и мясную продукцию, зерно, муку, хлеб, растительное масло, яйцо и мясо птицы, картофель, овощи. При этом министр признает, что урегулированию стоит подвергнуть и цены на услуги естественных монополий – электроэнергии, нефтепродуктов, железнодорожных перевозок и услуг ЖКХ.

«Полагаю, что в стране назрела ситуация регулирования уровня цен. Также очевидно принятие федерального закона по ограничению нормы прибыли и торговых наценок на социально-значимые продукты питания и лекарства. Я считаю, что действия по любому «замораживанию» цен – неэффективны и не принесут ничего хорошего ни бизнесу, ни потребителю, ни органам власти», – отметил Сергей Михайлович.

Более мягкой позиции придерживаются свердловские депутаты. Понимая амбиции свердловских пищевиков, они стараются смягчить тон главы минсельхоза, поэтому обещают производителям поддержку и оправдывают качество уральского продукта.

Как рассказал JustMedia председатель комитета облдумы по промышленной, аграрной политике и природопользованию Владимир Машков, ранее перерабатывающая промышленность не была привязана к агропромышленному комплексу. Но с недавнего времени государственная поддержка для физических и юридических лиц в АПК распространяется и на перерабатывающие предприятия.
«Переработчикам нужно помогать. Я считаю, что наш продукт конкурентоспособен, и плачу за него рублем. Стоит съездить в Ирбит, к примеру, на молочный завод. Там отличное оборудование, хорошее производство. Наши предприятия ни в чем не уступают производствам других регионов», – отметил Владимир Николаевич.
Выстраданные цены

Комментарии производителей показывают проблему с другой стороны: развиваться предпринимателям хочется, но оборотных средств для этого не хватает из-за сдерживания цен. А еще им обидно, что их продукт, который еще год назад считали самым лучшим, самым натуральным, вдруг называют неконкурентоспособным.

По словам председателя Мясного союза Свердловской области, гендиректора комбината «Хороший вкус» Сергея Емельянова, за прошлый год только мясоперерабатывающими предприятиями освоено порядка миллиарда рублей инвестиций, которые были направлены в переоснащение. «Наши сегодняшние предприятия ни в чем не уступают ведущим предприятиям России и Европы. Мы, помимо повышения объемов производства в прошлом году на 30%, готовы в этом году увеличить мощности на 50%. Я говорю про предприятия, входящие в Мясной союз, а это практически все мясопереработчики области, за исключением десятка», – отметил Сергей Григорьевич.

По прогнозам г-на Емельянова, мясопереработчики готовы накормить всю Свердловскую область, и, если будет необходимость, не только ее. При этом, мощности можно увеличить как на 50%, так и на все 100.

«Но ведь не все зависит от нас. Мы сегодня практически на 100% выполняем заказы нашей торговли. И мы готовы развиваться. Сегодня достаточно остро стоит вопрос по ценам на продукты питания. С начала года цены на «Хорошем вкусе» в первый раз повысились 1 апреля на 4-5% в среднем. В прошлом году мы поднимали цены 1 раз примерно на 6%. Причина нынешнего подорожания – рост цен на энергоносители, инфляция и большой рост цен на говядину – уже порядка 10%», – отметил Сергей Григорьевич.

Цены на сырье с начала года, действительно, побивают собственные печальные рекорды. И все повышения бьют по социально значимым продуктам: мясо, зерно, молоко. Причем производитель страдает ничуть не меньше потребителя: цены поднимать нельзя, а работать в убыток себе никто не хочет.

«Если нужно кормить страну, значит, нужны льготы, к примеру, по налогам для производителей, чтобы мы понимали: да, мы сдерживаем цены, но мы экономим там-то и там-то. Мы нужны стране. И сегодня регулирование цен со стороны государства тоже, вероятно, нужно. Но это не должно быть как кулаком по столу, это должны быть какие-либо предложения. Тогда государство будет вправе требовать сдерживать цены на социально значимые продукты питания», – отмечает председатель Мясного союза Свердловской области.

Как бы там ни было, производитель готов к урегулированию цен, только к адекватному и повсеместному. Учитывая свои интересы и потребности, представители пищевой промышленности Свердловской области выносят предложение о «продуктовой» компенсации социально незащищенным слоям населения.

«У нас слагаемые производства увеличиваются на 30-40%, а цену на продукты мы хотим оставить прежнюю. Это не поддается пониманию не то что с точки зрения экономики, но простой арифметики. За этим тянется длинный шлейф. Мы должны поднимать зарплату нашим работникам соответственно инфляции, но нам не позволяется зарабатывать на эти нужды.

Мы не сможем сдерживать цены– для пищевой промышленности это катастрофа Единственный способ – компенсировать социально незащищенным слоям населения стоимость продуктов, чтобы люди имели возможность покупать еду. Иначе мы загоним свою пищевую промышленность в угол, и у нас в России не останется своих предприятий», – подытожил г-н Емельянов.

Эксперты отмечают, что рост цен в Свердловской области происходит мягче, чем во многих других регионах России. У представителей власти и бизнеса есть время услышать друг друга и принять меры раньше, чем уральскому продукту будет нанесен материальный или, того хуже, моральный урон.

Justmedia

Также в разделе

Комментарии (0)